Закрытие проекта
Похоже, что "Турецкий поток" всё. Во всяком случае, никаких 4 ниток, никакого хаба по продаже газа в Южную Европу в разрекламированном ранее варианте не будет. Газпромотменяет тендеры на строительство инфраструктуры "Южного коридора", которая должна была обеспечить подачу газа в направлении "Южного потока", а затем и "Турецкого" в его изначально заявленном виде. Раз в столь мощной инфраструктуре нужда отпала - это означает, что потоки газа в этом направлении будут гораздо более скромными, чем это первоначально предполагалось.
Сам "Турецкий поток" будет - здесь сомневаться не приходится, Турция заинтересована в дополнительных объемах газа. Но никаких 4 ниток для этого ей не нужно. Становиться продавцом российского газа в обмен на ухудшение отношений с Европой и Америкой турки не будут. Не такой уж большой профит. США и Европа делают все, чтобы не дать России уйти от зависимости от Украины - и здесь они не потерпят никакой игры за своей спиной. Эрдоган все прекрасно понимает, и проволочки с согласованиями, а также с постепенным изменением формата проекта говорят об этом лучше любых победных релизов из Москвы.
Естественно, никто не будет говорить о провале проекта, о нем просто тихо забудут, как и о не менее широко рекламировавшемся Штокмановском месторождении, для нужд которого пришлось даже заключить с Норвегией позорный договор о сдаче части акватории Баренцева моря. Газ Штокмана должен был пойти на американский рынок, о котором Миллер пренебрежительно говорил в разрезе начавшейся сланцевой революции, что "нас на кривой кобыле не объедешь". Фигня этот ваш сланцевый газ. Пузырь. Но закрытие Штокмановского проекта лучше всяких слов Миллера показало - фигня это или все-таки нет.
Без урегулирования территориального спора с Норвегией у Газпрома тогда возникали некоторые сложности с реализацией проекта Штокмана. В итоге - акваторию отдали, а надобность в Штокмане отпала. Ответственности никто не понес.
Теперь та же судьба ожидает и проекты на юге. Только вот если за Штокман никого не убивали, хотя разрушенный бизнес рыбаков Севера тоже не сахар, то за провал южного проекта ответили жители Донбасса своими жизнями и утратой довоенного благополучия, а на западе России создано откровенно враждебное России государство - и теперь, похоже, что с этим придется жить очень долго. То, что война с Украиной в том или ином виде неизбежна, сомневаться не приходиться - но будущие жертвы этой войны лягут тоже за ошибки и просчеты наших олигархов. Так что еще ничего не закончилось.
Существование нынешней экономической и политической системы, прикрывающей полную безответственность олигархов и их право на безудержный грабеж страны и ее национальных богатств, смертельно опасно для нас. Вопрос заключается только в том, что быстрее закончится - предел прочности этой бесчеловечной системы или предел прочности самой страны. Вопрос непраздный, так как не мифический Госдеп, а именно российская власть ведет дело к катастрофе, итогом которой станет повторение в том или ином виде катаклизмов начала прошлого века. Как именно страна из них выберется - не известно никому. Причем не факт, что выберется.
Можно сколько угодно рассказывать про очередные перемоги, но скорость, с которой олигархи и управляющие государственными казалось бы концернами и компаниями проматывают национальное богатство, всегда будет опережать любые темпы роста. А всё потому, что они не отвечают за свои провалы и просчеты. Безнаказанность же порождает лишь вседозволенность, более ничего.
http://el-murid.livejournal.com/2438506.html
Туркмения. Наезд
Туркмения заявила о том, что Газпром не выполняет свои обязательства по оплате поставок туркменского газа с начала 2015 года, по какому поводу Туркмения полагает его финансово несостоятельным. История, безусловно, не стоила бы выеденного яйца, так как такое заявление при объемах поставок в 4 млрд кубометров при нынешних объемах самого Газпрома в сотню раз больше выглядит просто нелепо.
"Взгляд" довольно подробно разобрал подоплеку происходящего , добавить по текущей ситуации, наверное, особо и нечего. Вот только один момент. Опять периферийная постсоветская страна, отданная на откуп Газпрому, и опять вся политика сведена к банальной коммерции. К выгоде Газпрома - и только.
Проблема в том, что Туркмения стала недружественной России страной не сразу, а постепенно, как раз по той причине, что вся российская политика в этой стране была отдана на откуп коммерции - и только. Точно так же Россия все годы закрывала глаза на откровенно дискриминационную политику в отношении русского населения, точно так же свела общение с туркменской элитой исключительно на вопросы личной выгоды. В Туркмении не действуют (а где они действуют?) хотя бы какие-то пророссийские общественные структуры, не формируется положительный образ России, туркменская элита не шлет своих детей учиться в Москву, в общем - все как обычно.
При этом сегодня обстановка на юге Туркмении существенно ухудшается. Во-первых, активизировался Талибан, а во-вторых, именно на севере Афганистана начинается экспансия Исламского государства. ИГ делает ставку на нацменьшинства Афганистана - узбеков, туркменов, таджиков. Идет постепенное принесение присяги халифу Аль-Багдади полевыми командирами и местными племенными шейхами. Не сказать, что массовое - но кто даст гарантию, что оно таковым не станет. Война между группировками уже началась, хотя пока ее интенсивность не слишком велика.
В такой ситуации у недружественной к нам Туркмении остается лишь два варианта - обращение за помощью к Китаю или к США. Причем ставить сразу на двоих не получится - Китай и Штаты не станут делить между собой территорию. Как говорил Лебедь, двум пернатым в одной берлоге не ужиться. Какое именно решение примут в Ашхабаде, еще неясно, но точно это будет не обращение в Москву. Мы свою партию здесь уже проиграли. Примерно по той же схеме и причине, что и на Украине. Теперь мы в основном - просто наблюдатели, и только.
В итоге в начавшейся партии за Туркмению будут принимать участие сразу четыре игрока: Талибан, Исламское государство, Китай и Америка. Как говорят в Одессе, "оба хуже". Только здесь не оба, а четверо. И нам, в общем-то, нет особой разницы, кто из игроков победит - нас из Туркмении окончательно выдавят очень быстро и навсегда.
Туркмения же - это и Каспий, и газ, и незащищенные границы с Узбекистаном и Казахстаном, ситуация в которых для нас критически важна. Главная проблема, скорее, именно Узбекистан. И потому, что Каримов уже достаточно стар, и пока нет ясности, какой будет выглядеть власть после него. И потому, что Узбекистан на протяжении всего послесоветского периода укреплял свою южную границу - и создал очень мощную систему обороны, но граница с Туркменией, а также граница с Киргизией и Таджикистаном в Ферганской долине выглядят очень бледно.
Хрупкое равновесие в Средней Азии висит на довольно тонких нитях, обрыв которых в любом месте может запустить цепную реакцию.
К сожалению, внешняя политика, которой управляют олигархи, всегда заканчивается сдачей национальных интересов. Есть очень глубокие опасения, что Туркмения станет для России очередным видимым этому подтверждением.
http://el-murid.livejournal.com/2437018.html
Две Святыни
Министр Лавров заявил о том, что "Все прекрасно понимают, что целью ИГИЛ являются не Сирия или Ирак, не Афганистан или Ливия. Целью ИГИЛ являются две мусульманские святыни. Взаимные неприязни и проблемы нужно отложить в сторону."
Минутку. Две Святыни - это две священные мечети Аль-Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине. Хранитель Двух Святынь - Король Саудовской Аравии. Каким боком светское государство Россия должна отложить взаимные проблемы и неприязни с Хранителем этих Святынь и оказать ему помощь неясного пока формата? И дополнительный вопрос - а иные святыни, которые разрушались и продолжаются разрушаться руками тех, кого Хранитель Двух Святынь вооружил и профинансировал, нас не беспокоят? Историческое наследие Междуречья тоже не стало предметом особой обеспокоенности МИДа России. Так что случилось на этот раз?
То есть, волынить нашего союзника Асада с поставками ему комплексов С-300, а второму потенциальному союзнику Ирану вообще на 7 лет заморозить поставку таких же комплексов - это всегда пожалуйста, а как только запекло под нашими прямыми врагами, то достаточно было сыну короля посетить Россию с полновесным звонким предложением в СКВ, мы сразу озаботились?
У нас есть Донбасс, где убивают русских людей, а мы продолжаем кормить их убийц - но здесь все понятно: это хай-политика, там наверху знают, что делают, Донбасс - не Крым, там не русские, а украинцы, и они мечтают жить в единой Украине и все такое. Но Саудовская Аравия-то нам каким боком? У нее есть своя армия в несколько сот тысяч голов, у нее военные расходы, равные всем российским военным расходам, причем саудитам не нужно содержать ядерный щит, военный космос - так что если смотреть на расходы в цифрах на одного солдата, то там должны быть сотни тысяч терминаторов. Мы чем им помогать собрались? Поставкой тулупов и валенок?
Пока что Саудовская Аравия не подверглась никакой агрессии, наоборот - она сама вовсю бомбит и убивает мирных йеменцев. С какого перепугу мы вдруг должны сплачиваться с нашими врагами еще до того, как они подверглись чьей-то агрессии? И главное - во имя чего? Что такого мы забыли в аравийских песках, что теперь нужно отбрасывать разногласия и бежать впереди визга спасать ожиревших принцев? Там, кстати, только принцев семейства Аль-Сауд 10 тысяч голов мужского пола - полнокровная общевойсковая дивизия. Это без родственников и боковых ветвей. Тех тоже можно для удобства в килочислах считать.
В общем, пока совершенно неясно, при чем тут вообще мы. Уже хотелось бы заслушать начальника транспортного цеха по этому вопросу.
http://el-murid.livejournal.com/2438063.html
Сирия. Текущее
ООН оценила количество сирийских беженцев в 4 млн человек. При этом оценка коснулась тех, кто бежал из страны - это практически пятая часть довоенного населения. Внутренних беженцев сосчитать сейчас не может даже правительство, но в общем, их число не меньше, а скорее всего, даже больше. Таким образом, уже почти половина страны осталась без крова.
Нужно понимать, что это количество может еще увеличиться - ситуация для правительства становится все более угрожающей. Несмотря на некоторые очень скромные успехи армии и отрядов Хезболлы в Забадани, вся остальная территория продолжает быстрыми темпами фрагментрироваться.
Проблема в том, что у правительства уже нет ресурсов для продолжения войны. Армия растянута, и у Асада нет сил сконцентрировать ее на одном направлении. Понимание катастрофичности подобного положения нет, но по политическим мотивам власти не могут сознательно оставить часть территории для того, чтобы собрать сколь-либо внушительный кулак. Тем не менее, это неизбежно, и судя по всему, Асад принял решение сконцентрироваться на защите Дамаска и прибрежной Латакии. Войска постепенно оттягиваются в эти два района, готовя их к новым боям.
Новый импульс войне, как можно понять, придал пришедший на престол король Сальман - сторонник более жестких и решительных действий. Саудовская Аравия влила в последние полгода внушительные средства в боевые группировки исламистов, противостоящих как Асаду, так и ИГИЛ - в первую очередь это касается Джебхат ан-Нусры. Дополнительные силы были переброшены из лагерей подготовки. Саудиты ориентируют "своих" боевиков на борьбу не только с Асадом, но и с ИГИЛ, предполагая, что увязнув в боях с конкурентами, Исламское государство не сможет отвлечься на южное направление. В каком-то смысле расчет оправдан: ИГ уже полгода ощутимо испытывает проблемы ресурсного голода: разрастание театра военных действий вынуждает Шуру набирать новые отряды и новых людей, но ресурсы территории уже не позволяют этого делать. Идет перенапряжение сил, и саудиты рассчитывают на то, что в конце концов ИГИЛ попросту надорвется.
В Сирии эта стратегия начинает работать. Если в Ираке основным противником ИГИЛ является праивтельство и шиитское ополчение, то в Сирии приходится все больше сил тратить на конкурирующие исламистские группировки. Волна перехода и принесения присяги халифу Багдади почти завершилась, и теперь ИГИЛ противостоят группировки, категорически не желающие "ложиться" под него.
Наступает своего рода равновесие, но оно не может длиться долго - для всех сторон оборона невыгодна - ни у кого нет сил обороняться. Остается только наступление с целью вырвать инициативу. ИГИЛ пока предпочитает "откусывать" понемногу и занимать выгодные с оперативной точки зрения перекрестки дорог - как это произошло в Пальмире (Тадморе). Однако пока все стороны этой войны предпочитают скорее выжидать, рассчитывая не столько на свои успешные действия, сколько на ошибку кого-нибудь из противников.
http://el-murid.livejournal.com/2437188.html