Почему Прибалтика в 1940 г. не сопротивлялась СССР ?
Известный российский социолог Р.Симонян пишет:
«А что произошло со странами Восточной Европы после Второй мировой войны? Союзники, победившие Германию, договорились о разделе зон влияния в Европе. Польша, Венгрия, Чехословакия и другие страны оказались в зоне влияния СССР, а вот Финляндия этой участи избежала. На эту, вроде бы, достаточно очевидную аналогию при оценке событий 1940 года обращают внимание как балтийские, так и российские историки. Но здесь упускается важный момент: в этих странах не было такого единодушия, которое было тогда в странах Балтии.
«В ситуации начавшейся Большой войны возможности были, конечно, предельно ограничены, но это не значит, что они отсутствовали вовсе, – пишет Е. Зубкова о событиях 1940 года. – В какой степени намерения Сталина будут реализованы, зависело не только от «силы давления», но и от «силы сопротивления» – от позиции балтийских стран и реакции влиятельных западных держав на политику Советского Союза в Прибалтике». В позиции балтийских стран не было «силы сопротивления». А германофобские настроения, характерные для населения этих стран, резко усилились после прихода нацистов к власти в Германии. На усиление антигерманского вектора в этом регионе указывают многие балтийские историки, и даже литовские, например, П.Леонас и А.Штромас. Следует отметить, что в отличие от Латвии и Эстонии, где немцы господствовали несколько веков, Литва находилась в сложных отношениях не с Германией, а с Польшей. Более того, с Германией была связана надежда заставить Польшу вернуть Литве Виленский край. В этом смысле Литва была наиболее «пронемецкой». Поэтому свидетельства литовских историков для нас особенно интересны. Вот как характеризует А.Штромас настроения в среде литовской интеллигенции в тот период: «видя усиливающуюся нацистскую угрозу, «прогрессивные интеллектуалы» начали думать о возможном включении своих стран в «интернационалистский Советский Союз, предпочитая это их поглощению «Третьим рейхом».
Министр иностранных дел Латвии Вильгельм Мунтерс в своих мемуарах признаёт, что при подписании договора с СССР латвийская делегация исходила из того, что «только так можно сохранить латышский народ, не допустить уничтожения его Германией».
Тогда летом 1940 года включение в состав СССР представлялось для этих стран меньшим из двух зол, и именно поэтому они предпочли этот вариант, ибо независимость нельзя было сохранить ни при каких условиях. Вот почему, имея обученные и оснащенные армии, балтийские государства даже не предприняли попытки постоять за свою независимость, как это сделала соседняя Финляндия, они мирно вошли в состав СССР. А в 1945 году, после окончания войны, СССР вернулся к тем своим границам, в которых её начинал в 1941-м. Кстати, с полного согласия Великобритании и США, что и было зафиксировано в документах Ялтинской конференции.
Но даже если принять агрессию, то она была в тот момент ни чем иным как обычным экспортом революции, который последовательно практиковали большевики, начиная с 1917 года, и который сегодня в виде экспорта демократии демонстрирует ещё одна не менее амбициозная мировая держава. И, как свидетельствуют многие другие примеры, в экспорте революции определяющим был отнюдь не этнический критерий, а классовый, т.е. социальный. То, что происходило после вхождения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР, было преступно. Но репрессиям подвергались не собственно латыши, литовцы и эстонцы, а «социально чуждые», и в первую очередь — русские жители этих стран, в основном белоэмигранты и их потомки. Но в официальной риторике стран Балтии этот факт упорно замалчивается, потому что подмена социального национальным оказалась несущей опорой всей политической конструкции, создаваемой с осени 1991 года».
http://rubaltic.livejournal.com/454580.html
Эстония — бедная страна
Европейский миф о том, что Эстония является сильной и богатой страной – это только красивая легенда, на самом деле эстонцам «стоит прямо сказать правду о том, что Эстония является бедной страной». Такое мнение в интервью Eesti Ekspress высказала депутат Европарламента Яна Тоом, сообщает Delfi.ee.
Как считает Я.Тоом, то, что Эстония является бедной страной, автоматически отодвигает вопросы демократии в Республике на второй план, особенно, когда дело касается принятия беженцев.
«Эстония – бедная страна. Чем беднее общество, тем меньше в нем демократии. В ситуации, когда к нам приедут несколько сотен нуждающихся, просящих хлеба и крова, демократия скорее отходит на второй план», – считает европарламентарий от Эстонии.
По словам политика, миф о состоятельной Эстонии постепенно начинает развеиваться в ЕС, и способствует этому все та же проблема беженцев.
«Кризис с беженцами ясно показывает, что мы попусту трепались о том, что являемся богатой Северной страной. Это не так, мы — страна бедная. Мы не хотим никого принимать у себя, так как мы — бедные.
Я уверена, что в том числе и из-за меня миф о маленькой, но успешной и выносливой Эстонии, начинает развеиваться в Евросоюзе.
В ЕС мы находимся среди лидеров по зарплате "в конвертах". Или возьмем детскую бедность, в Европе мы являемся страной, где 30% детей не могут позволить себе каждый день есть рыбу и мясо»,
– отметила в интервью Тоом.
Напомним, как сообщал аналитический портал RuBaltic.Ru, в период с 2005 по 2013 годы Эстонскую Республику покинули более 60 тысяч человек – 4% от всего населения, абсолютное большинство из уехавших – люди трудоспособного возраста.
Источник
Доклад в ОБСЕ: «в Эстонии проходит насильственная эстонизация русских школ»
Представитель «Русской школы Эстонии» сделал доклад на заседании ОБСЕ в Варшаве, в котором осветил проблемы эстонизации русских школ и наметившуюся тенденция форсирования данного процесса со стороны высших чиновников Эстонии, сообщает Postimees.ee.
1 октября 2015 года член правления НКО «Русская школа Эстонии» Максим Николаев сделал доклад на проходящем в Варшаве на рабочем заседании ОБСЕ.
В докладе НКО сообщалось о том, что пять русских гимназий Таллинна получили третий отказ от правительства в выборе русского языка обучения. Кроме того, Николаев рассказал о предложении министра образования и науки убрать из Закона об основной школе и гимназии положения, в которых содержится право школ и местных самоуправлений ходатайствовать о русском языке обучения в гимназии.
«В Эстонии последние 10 лет проходит насильственная эстонизация русских школ, которая заключается в том, что в последних трёх классах школы нам навязывают преподавание на эстонском языке, заявляя, что не менее 60% учебной программы должно проходить на эстонском языке. Также властями предпринимаются попытки и делаются заявления об эстонизации основной школы (с 1 по 9 класс)»,
– отмечается в докладе.
Как отметил Николаев, русские школы в Эстонии появились ещё в 18-м веке, «когда образование, как институт для широких слоёв населения, начало только зарождаться в Европе». Русские школы существовали на территории Эстонии во времена Российской империи, при Первой Эстонской Республике и в Советское время.
«Это сформировавшийся веками институт, который сейчас насильственно разрушается, несмотря на то, что у 30% населения Эстонии родным языком является русский»,
– подытожил член правления НКО «Русская школа Эстонии».
Напомним, как сообщал аналитический портал RuBaltic.Ru, 17 сентября на заседании правительства Эстонской Республики были рассмотрены ходатайства шести школ страны о праве обучения на русском языке. Пяти из них в таком праве было отказано.
http://rubaltic.livejournal.com/454580.html
Источник
Латвия "выкачивала" деньги у ЕС, выдавая неграждан за беженцев
Правозащитник Эйнарc Граудиньш на сессии ОБСЕ в Варшаве рассказал о мошеннической схеме, которой много лет пользовалась официальная Рига для получения финансирования от ЕС, сообщает латвийский портал Ves.lv.
По словам Граудиньша, десятки миллионов евро поступили правительству Латвии на «беженцев», которые оказались коренными жителями страны – русскими негражданами. Однако и они выделенных денег не увидели.
«В течение многих лет Латвия получала на мнимых беженцев миллионы евро. А самих беженцев не было. За них латвийские власти выдавали неграждан Латвии, которые являются представителями коренного населения»,
– рассказал правозащитник «Российской газете».
Всего при помощи этой схемы Латвии удалось получить 33 миллиона евро. Миллионы были потрачены на зарубежные поездки чиновников, выплату премий, покупку мебели и оргтехники в кабинеты, а также автомобилей.
На развитие инфраструктуры по приему мигрантов, как отметил правозащитник, не было выделено ничего.
Теперь же, когда перед Латвией встала необходимость принять настоящих беженцев, денег на их обеспечение просто нет.
Напомним, как сообщал аналитический портал RuBaltic.Ru, 29 сентября правительство Латвии договорилось, что интеграцию беженцев будут координировать Министерство благосостояния страны совместно с Государственным агентством занятости. В свою очередь за отбор и перемещение иммигрантов будет отвечать МВД Латвии.
30 сентября в ходе заседания парламентской комиссии по гражданству, миграции и сплочённости общества стало известно, что трудоустраивать беженцев планируется исключительно в лесном хозяйстве, в промышленности, строительстве и, что примечательно, также в охране.
http://rubaltic.livejournal.com/456552.html