СВЕТОСЛАВ -
Пусть наши дети будут такими, как он!
Весь мир знает Македонского Александра Великого, римлянина Юлия Цезаря. Однако мало кто за пределами России знает воина, сравнимого с Александром и Юлием, а как Правителя и человека безмерно их превосходящего– великого князя Киевского Светослава Игоревича, или, как его сейчас называют, Святослава.
Более того, сейчас и из русской памяти его пытаются вытеснить, вычеркнуть, стереть. Выходят книжки по русской истории, где Светославу уделяется две-три строчки, а то нет и того, как в детской книжке «Моя первая русская история», где за Ольгой сразу идёт Владимир. Словно и не было Светослава Храброго, которого даже враги почтительно величали «царствующим к северу от Дуная» и сравнивали с древним героем Ахиллом.
И именно поэтому делом чести каждого славянина является знать и помнить, а в должный срок передать память о делах и подвигах Светослава Храброго детям.
Князь Светослав был родом из балтийских славян– варягов, которых славяне восточные призвали для защиты от сильных и опасных врагов. Вождь варягов Рюрик, то есть Сокол, был дедом Светослава. Отцом ему был Игорь, а матерью– Ольга, родившаяся в Псковской земле, в деревеньке Выбуты.
Светославу было всего три года, когда в междоусобной войне погиб его отец. Когда киевляне вывели войско на врага, впереди войска ехал на коне малыш Светослав, а рядом с ним– отцовские воеводы.
По обычаю битву должен был начать князь. Воеводы вложили в ручонку Светослава копьё, тот толкнул его– копьё упало сразу перед конской мордой. Но обычай был соблюдён, и грянул клич: «Князь начал! Дружина, за князем!»
Светослава воспитывал старый Асмунд. который был сыном знаменитого Вещего Олега. Светослав посвятил жизнь идее объединения всех славянских племён, разгромил Хазарию, нанёс не одно поражение Византии. Нет сомнения, что именно Асмунд вложил в душу княжича идеи своего великого отца.
В четырнадцать лет Светослав получил личный урок этого. Ольга, очень неуверенно чувствующая себя на престоле из-за своего низкого происхождения, отдавшая хазарам отвоёванные у них Олегом Вещим земли вятичей, теперь пыталась укрепиться, породнившись с императором Византии. Она неудачно съездила в Константинополь, рассчитывая женить его на византийской принцессе. Принцессе тех самых византийцев, которые платили дань отцу Светослава и которым Олег Вещий прибил щит на ворота! Прошло несколько лет, и она снарядила посольство к кайзеру Священной Римской империи Оттону, прося у него наставников в христианской вере. По тем временам такая просьба означала признание себя вассалом того, кого просишь.
Ко временам Оттона Дроздяны и Липецк, правда, ещё не стали Дрезденом и Лейпцигом, но славянский порт Гам уже назывался Гамбургом и в славянском Бремене звучала немецкая речь. А во множестве языков Европы слово «раб» стало звучать как «sclave, slavs, esclavo»– славянин!
Светослав чтил традицию и был старшим в роду. И именно как почтительный сын он должен был помешать Ольге и впредь позорить себя и Русь. Он и помешал. Ольга была выдворена из княжьих палат в терем в Вышгороде. А посольство Оттона еле унесло из Киева ноги… За одно это имя Светослава должно жить в сердцах каждого русского и славянина.
Запомним эту дату– 962 год, год первой победы Светослава, первый год его полновластия, превращения из княжича– в князя, из отрока– в мужчину.
После этого Светослав, подняв меч, обрушил его на самого страшного врага восточных славян– Хазарский каганат.
На юге каганат граничил с Арменией и Грузией, на севере доходил до южных отрогов Урала, Солнце вставало над Хазарией из Аральского моря и опускалось за Днепровскими порогами.
Тьмы и тьмы рабов трудились на Хазарию, тьмы и тьмы наёмников из степных кочевых племён стерегли её границы или обрушивались нашествием на неугодную кагану страну. Через Хазарию проходили важнейшие торговые пути мира– Великий Шёлковый путь и путь из Балтики в богатые земли Востока. Огромные пошлины, ростовщичество, торговля рабами наполняли казну каганов в столице Итиль, в краснокирпичной крепости с пятиконечными звёздами на башнях. Все подвластные князья обязаны были отдавать дочерей в гарем кагана, а сыновей– в заложники.
За сто лет до Светослава каганы обложили множество славянских земель– древлян, северян, радимичей, вятичей– небывалой данью: «по белой девице из дому».
От хазар-то и призвали варягов славяне, когда, воспользовавшись усобицей, потянулись жадные руки каганов далеко на север– к Ильменю и Белоозеру.
И варяги пришли. И не пустили хазар на север Древляне, северяне, радимичи и вятичи благодарно пели не сказки– былины, как ехал на Русь злой богатырь Козарин, как встал на его пути Вещий Олег– Ельга Мурманец и «снёс с плеч каганых чёрну голову».
На этих-то страшных врагов поднял меч молодой Светослав. От исхода этой борьбы зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии.
Об этом славном походе в летописях сохранились лишь скупые строки: «И иде [Светослав] на Оку реку и на Волгу и налезе вятичи и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козарамъ по щълягу от рала даемъ». «Иде Светославъ на козары, слышавше же козары изиидоша противу с княземъ своимъ Каганомь и съступишася биится и бывше бране, одоле Светославъ козаремъ и градъ ихъ Белу Вежу взя. И ясы победи и касогъ».
Когда звучало грозное: «Иду на вы!» – это не значило, что славянские князья страдали приступами избыточной политкорректности. Дело в том, что “Вы” по-славянски– “Тьма”. И этой знаменитой фразой, повергавшей в трепет всех врагов, великие и вещие князья чётко обозначали свою миссию: они шли ристаться со Тьмою…
Из скупых строчек летописи не ясно, КАК именно действовал Светослав. Твёрдо известно одно: Хазарский каганат, огромная держава-вампир, исчезла с лица земли в один год (964). Не помогли чешуйчатые латы на конях и всадниках, не помогли наёмные орды, не помогли крепости византийских инженеров, не помог бог ростовщиков и работорговцев. И брызги уничтоженного Каганата разлетелись от Урала до Северного Кавказа.
Спустя много лет арабский путешественник Ибн Хаукаль видел на берегу Волги руины разбойных гнезд хазар и на многие десятилетия опустевшие кочевья их степных союзников и вассалов. На Северном Кавказе, по словам Ибн Хаукаля, русы «если что и оставили, так только лист на лозе».
Границы Руси выдвинулись на Дон и Приазовье, где бывшие хазарские крепости Саркел и Самкуш стали русскими городами Белая Вежа и Тмутаракань. Славянское большинство населения Хазарии из забитых, бесправных, презираемых полурабов стало полноправными подданными Киевского князя.
В Киеве Светослав тоже навёл порядок. Он безжалостно пресёк завезённое не то из Византии, не то из Хазарии ростовщичество. Предание гласит, что дававшим деньги в рост он велел отсекать правую руку, а бравшим– левую. Ну а тем, кто брал деньги в Хазарии для дачи в рост в словенских землях, – обе! В результате пугало экономистов всех времён– инфляция– совершенно исчезло в державе Светослава, и, хотя своей монеты он не чеканил, деньги при нём не обесценивались. Это тоже одна из его побед, к сожалению, не датируемая.
Светослав Храбрый одержал немало других побед. Это и поход на Царьград, когда легендарный патриций Пётр привёл из Сирии войско вчетверо превосходящее русов и окружил их… Но патриций Пётр и его армия бесследно исчезли со страниц византийских летописей.
И не было равных ни Светославу, ни славянскому воинству. Конечно, Светослав, отстаивая интересы своего народа, существенно нарушил геополитические интересы главных игроков того времени: Хазарского каганата и оставшейся после ного Хазарии, Византии и начинавшей уже формироваться “западной” Европы. И только в объединении усилий врагов Светослава был залог их победы. Но даже в успехе объединения воинских усилий не было уверенности. Поэтому в ход было пущено самое действенное оружие против героев– сепаратизм и предательство. В результате разыгранной Византией и печенегами военно-дипломатической многоходовки Светослав с частью уставшего войска попал в Болгарии в искусно расставленную западню. Тогда же позвучали бессмертные слова Светослава: «Да, не посрамим земле руськие, но ляжем костьми, мертвые бо сраму не имам».
Путь Светослава в явном мире завершился на порогах Днепра (Славутича), предположительно на острове Хортица у Чёрной скалы...
Так закончилась эта жизнь, которая была, кажется, одной войной. Те, кто ценили золото больше оружия, жизнь– дороже чести, могли вздохнуть спокойно. Северный бог войны вернулся в те пределы, из которых пришёл в средний мир. Самый убеждённый и неукротимый защитник Древней Веры.
Закончить рассказ о жизни и смерти Светослава Храброго, о его победах и его ошибках можно лишь повторив слова, которые, по преданию, печенежский князь Куря выбил на окованном в серебро кубке из черепа Светослава:
– Пусть наши дети будут такими, как он!
http://www.mediakrug.ru/tajna/magazines/articles/8909